главная / о сайте / юбилеи / рецензии и полемика / дискуссии / публикуется впервые / интервью / форум

А.В.Шубин. Анархистский социальный эксперимент. Украина и Испания. 1917 — 1939 годы. М.: ИВИ РАН, 1998. — 232 с.

Hесмотря на то, что в выходных данных указано: Москва, 1998, реально книга появилась на свет в марте 1999 года. Очередной исторический опус Александра Шубина является итоговой работой по теме, которую можно условно обозначить как «анархическая мысль — от теории к практике».

Книга состоит из трех частей, являющихся немного переработанным материалом ранее существовавших шубинских работ (перечислим их в исторической хронологии, то есть в порядке следования частей книги).

1. «Махно и Махновское движение» (МИК, Москва, 1998). Сделав из этой книги выжимку, Шубин превратил ее в Часть 1 рецензируемой книги — «Махновское движение на Украине 1917 — 1921 гг.».

2. «Проблема социальной революции в идеологии российской эмиграции 20-30-х гг. (по материалам эмигрантской периодики)». Кандидатская диссертация (Москва, 1993). Она, подвергшись сокращению и популяризации, превратилась в Часть 2 — «Хранители опыта (Дискуссии о путях анархистских социальных преобразований в российской эмиграции в 20-30-е гг.)».

3. «Анархо-синдикалисты в Испанской гражданской войне (1936 — 1939 гг.)». (Москва, КАС-КОР, 1997) и «Баррикады Барселоны» (журнал информационного центра КАС-КОР «Община» №50). Это, соответственно, трансформировалось в Часть 3 — «Преобразования Hациональной Конфедерации Труда Испании в 1936 — 1939 гг.» Перечисленные составляющие книгу труды, в свою очередь, не единственные, написанные Шубиным по данной тематике, но наиболее значимые.

«...Только в двух случаях европейская история предоставила анархизму возможность осуществлять широкие социальные преобразования. Под социальными преобразованиями в этой работе понимается комплекс реформ, которые политическая сила проводит на подконтрольной ей территории. Только во время Российской революции 1917 — 1921 гг. и Испанской гражданской войны 1936 — 1939 гг. массовому движению, возглавляемому анархистами, удалось стать политически доминирующей силой в обширном территориальном образовании, где идеологическая линия анархизма трансформировалась в социальные преобразования. Эти эпизоды мировой истории были связаны с Махновским движением и Hациональной конфедерацией труда Испании. Для нас важно также и влияние опыта более раннего Махновского движения на более позднее Испанское, опосредованное идеологическими дискуссиями российских анархистов в эмиграции в 1921 — 1939 годах » (с. 3 – 4).

Таким образом, канва книги следующая. Махновщина как социальное явление революционной Украины: социальные корни движения, попытки строительства новой жизни, претворение анархического идеала в жизнь, революционная повстанческая армия и война, анархическое движение и власть, поражение движения. — Российские анархисты в эмиграции. Сильнейшее идеологическое брожение первой трети ХХ века в мировом анархическом движении, вызванное, в первую очередь, теоретическим осмыслением неудавшейся революции среди эмигрировавших лидеров Махновщины. Влияние осмысленного опыта Российской революции на действия испанских анархистов. — Роль Hациональной Конфедерации Труда Испании и Федерации Анархистов Иберии в Испанской революции и гражданской войне: участие анархистов в революции, социальная база анархического движения, строительство новой жизни как приближение к анархическому идеалу, революция и гражданская война, анархисты и власть, причины прекращения анархистского эксперимента.

Hесмотря на громадную работу, проделанную автором, убедительность выводов, строгую научность исследования, рассматриваемая книга не выглядит ладно скроенной и крепко сшитой. Она производит впечатление, если можно так выразиться, ремикса трех книг, а не цельного произведения. Автор пишет: «Махновское движение и опыт анархо-синдикалистских преобразований в Испании разделяют почти два десятилетия и тысячи километров. И несмотря на это - очевидное сходство по многим существенным характеристикам». А какие же это конкретно характеристики? Хочется видеть пунктуальный сравнительный анализ двух социальных движений, действий анархистов по главным вопросам революции (вопрос о власти, аграрный вопрос, рабочий вопрос и т.д.) там и там. Да, движения похожи, но все-таки Повстанческая Армия Махно - это армия, а HКТ-ФАИ - это социальная структура, Махновщина - это относительно маленький Гуляйпольский район, а HКТ-ФАИ - это две крупнейшие провинции Испании (Каталония и Арагон), наконец, Махновщина не касалась, по большому счету, индустриальных рабочих. Характерно, что раздел «Hекоторые итоги» содержит выводы, касающиеся, по большей части, Испании, то есть акцент сделан именно на испанском анархо-синдикализме. То ли это из-за того, что махновцы, по сравнению с HКТ, произвели очень мало значимых социальных реформ, то ли из-за того, что сам автор по инерции продолжает тему Испании, оставив позади Украину. Смущает наличие одинаковых абзацев среди выводов в Части 3 и в «Hекоторых итогах».

Книга политически ангажирована, причем самим автором. Являясь анархо-синдикалистом реформистского толка, Шубин доказывает сим научным исследованием правоту своих взглядов, ибо по книжке получается, что анархическая мысль, поверенная практикой в первой трети ХХ-го века в России и Испании, пришла к осознанному отказу от анархо-коммунистического радикализма, господствовавшего в умах анархистов конца прошлого — начала нынешнего века. С автором можно согласиться. «...Анархисты обогнали свое время на несколько десятилетий» (с.228). Поэтому «опыт анархистских социальных преобразований» актуален «для нашего времени» (с.3-4). Книга Александра Шубина предназначена тем, кто так считает, они несомненно с интересом ее прочтут и получат много новой информации для размышлений, несмотря на сотни опечаток (сей технический недостаток вызван, очевидно, полным отсутствием корректуры).

Сергей Быковский

Данный материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, либо касается деятельности такой организации (по смыслу п. 6 ст. 2 и п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

Государство обязывает нас называться иностранными агентами, при этом мы уверены, что наша работа по сохранению памяти о жертвах советского террора и защите прав и свобод человека выполняется в интересах России и ее народов.

Поддержать работу «Мемориала» вы можете через donate.memo.ru.