главная / о сайте / юбилеи / рецензии и полемика / дискуссии / публикуется впервые / интервью / форум

Гончарок М. Век воли. Русский анархизм и евреи (ХIХ-ХХ вв.). Иерусалим. Издательство «Мишмерет Шалом». 1996. 123 стр.

Гончарок М. Пепел наших костров. Очерки истории еврейского анархистского движения (идиш-анархизм). Иерусалим. Издательство «Проблемен». 2002. 309 стр.

«Пепел наших костров» (в первом издании 1998 года книга была выпущена под названием «Очерки истории еврейского анархистского движения») стал в свое время открытием даже для специалистов, — причем как для историков анархизма, так и для историков еврейской культуры, еврейского движения в целом. Оказалось, что в конце Х1Х – первой половине ХХ вв. существовал целый материк, о котором сегодня практически никто не помнит.

Автор разворачивает перед читателем панораму истории идиш-анархизма от времени его зарождения в еврейских трущобах Нью-Йорка и Лондона до угасания, связанного с физической смертью последних ветеранов, некоторые из которых участвовали в Движении многие десятилетия. Книга подробно рассказывает о «политическом» – точнее, социально-революционном еврейском анархизме 1880-х – 1930-х гг., особенно о его истории в США, Англии, Франции, где еврейские анархисты когда-то руководили массовыми рабочими движениями, создавали многочисленные профсоюзные и культурно-просветительские организации. Не менее подробно освещена и вторая половина прошлого века – период духовно-этических поисков групп и кружков интеллектуалов, разбросанных по всему миру – от Северной Америки до Израиля. Десяткам активистов Движения, активнейшим революционерам, теоретикам и практикам, талантливым философам, поэтам, журналистам, — посвящены отдельные биографические очерки и заметки, — среди них, конечно, много выходцев из России, таких известных анархистов, как Э. Голдман, А. Беркман, А. Гордин, С. Янковский и другие. Русскоязычный читатель едва ли не впервые может познакомиться с подлинной биографией Самуила Шварцбарда, застрелившего в 1926 г. организатора еврейских погромов Петлюру, — и отбросить, наконец, версию о «заказном» характере этого покушения, якобы спланированном и организованном советскими чекистами. Наиболее же подробно рассказывается о жизни последнего идиш-анархиста Йозефа Людена, последнего редактора последнего еврейского анархического журнала «Проблемен», — ему посвящены десятки страниц; впрочем биография человека, который в 1920-х гг. сидел в одной тюремной камере со знаменитым Борисом Савинковым, а к моменту выхода книги был еще жив, этого заслуживает.

Конечно, «Пепел наших костров» не исчерпывается только описанием того, что было: Гончарок сумел вскрыть причины возникновения внутри космополитичного анархического мира национального движения идишистов, считавших себя неотъемлимой частью общемирового анархизма. Автор детально проанализировал подход к национальному вопросу и отношение к сионизму со стороны разных групп и тенденций еврейского анархизма и его оппонентов. В общих чертах раскрыты и философские концепции позднего идиш-анархизма, обратившегося после Второй мировой войны к еврейской традиции, к Торе и писаниям средневековых иудаистских книжников. – Но, к сожалению, автор не сумел (в чем и сам признается) понять и объяснить причины, по которым боевое движение революционеров превратилось со временем в конгломерат небольших интеллектуальных философско-литературных кружков. Нет в книге и освещения такого интереснейшего вопроса, как участие анархистов в киббуцном движении, строившемся с начала ХХ века именно на анархических принцпах. Впрочем, в этом случае налицо не вина, а беда автора: документов и даже воспоминаний о ранних киббуцах практически не имеется…

С точки зрения истории российской социалистической оппозиции книга, на первый взгляд, не представляет большого интереса. Однако, это не так: при внимательном прочтении оказывается, что большинство участников идиш-анархистских групп и кружков 1940-1960-х гг. были участниками анархического движения в России и Украине во время революции 1917 г. и гражданской войны (А. Гордин, М. Мрачный и др.). И идейная эволюция еврейского анархизма, проанализированная автором, является в значительной степени эволюцией взглядов части российских анархистов, оказавшихся в эмиграции.

Что же касается работы «Век Воли», посвященной именно истории еврейских анархистов в России, то ее ценность намного ниже. «Век Воли» написан явно для русскоязычного жителя Израиля, окончившего школу еще в «очень советские времена» и практически ничего не знающего об анархизме и его истории. В нынешней России или Украине вряд ли кому-то пришло бы в голову выпускать работу, которая объясняет, что Махно не был антисемитом и погромщиком (а также алкоголиком-дегенератом), — а именно тема махновщины занимает большую часть книги. В остальном же «Век Воли», фактически, является кратким пересказом хрестоматийного советского историка В. Комина («Анархизм в России», 1968 г.), в свою очередь пересказавшего одноименную (!) работу Б. Горева (написана еще в 1914 г. и существенно переработана в 1930 г.).

«Век Воли» мог бы стать неплохой популярной книгой для интересующегося читателя, впервые решившего ознакомиться с историей анархизма в России, если бы не многочисленные неточности. Наиболее характерно то, что автор «записывает в евреи» многих людей с »подходящей» фамилией: грузина Георгия Оргеман (Оргеиани), обрусевшего немца Александра Ге (Голберг), русских дворян Марию Гольдсмит-Корн и Владимира Бармаша. Иногда Гончарок просто некритически относится к своим источникам: так, ссылаясь на парижский журнал «Мулеты», он сообщает об участии уже упоминавшегося лидера анархо-индивидуалистов Аббы Гордина в махновщине (типичного кабинетного ученого Гордина сложно представить себе в рядах повстанцев, а уж на работе в махновской контрразведке, о чем писали «Мулеты», — и вовсе невозможно).

В общем, тема участия евреев в российском анархическом и, шире, революционном движении все еще ждет своего исследователя.

А.Дубовик