главная / о сайте / юбилеи / рецензии и полемика / дискуссии / публикуется впервые / интервью / форум

“Архивная консультация”

Страница для родственников репрессированных социалистов,
собирающихся работать с их архивно-следственными делами

Повторим высказанную во вступительной статье просьбу о помощи к родным и близким тех социалистов и анархистов, кто боролся с большевистским режимом и подвергся репрессиям, помочь воссоздать и сохранить то, что пыталась стереть карательная государственная машина – память о вашем родственнике.

Одни уже познакомились с архивно-следственными делами своих родственников, другие только собираются сделать. Данная страничка должна дать необходимую информацию последним и облегчить получение архивно-следственных дел из архивов.

В современной России архивно-следственные дела советского периода частью переданы в государственные архивы, частично остались на ведомственном хранении. На нашем сайте размещены адреса государственных и ведомственных архивов, хранящих архивно-следственные дела 1918–1990 гг.

Порядок доступа к архивно-следственным делам в государственных и ведомственных архивах несколько разнится. Однако и в тех, и в других архивах правовой основой может служить Закон о реабилитации жертв политических репрессий (текст закона с изменениями и дополнениями на 10.09.2004 можно прочитать здесь: http://www.memo.ru/rehabilitate/laws/2004/rea-law4.htm).

Ст.11 Закона предоставляет право знакомиться с делами и получать копии документов:

  1. самим реабилитированным;
  2. их родственникам;
  3. исследователям, получившим разрешение от самого реабилитированного или от его родственника.

Закон запрещает использование полученных сведений в ущерб правам и законным интересам проходящих по делу лиц и их родственников.

Реабилитированным и с их разрешения близким родственникам, достаточно сообщить руководству архива о своем желании ознакомиться с делом (письменно или по телефону). При обращении в архив родственникам может понадобиться документ, подтверждающий родство (свидетельство о рождении и т.п.). Закон предоставляет реабилитированным и их наследникам право на получение сохранившихся в делах рукописей, фотографий и других личных документов.

Исследователю для ознакомления с делом необходимо получить разрешение от реабилитированного или от его родственника. Это разрешение оформляется в виде доверенности. В государственных архивах не требуют нотариального оформления доверенности, в архивах ФСБ сложилась несколько иная практика (не отраженная, правда, ни в одном законе): дела выдаются лишь при наличии нотариально оформленной доверенности.

Архивно-следственные дела, как правило, хранятся по месту осуждения (или вынесения квазисудебного решения) – в территориальном управлении ФСБ (УФСБ) или в местном государственном архиве. Если дело, с которым Вы хотите ознакомиться, хранится в УФСБ, но не в том регионе, где Вы живете, то его могут переслать в управление по месту Вашего жительства. Для этого необходимо оформлять не только доверенность, но и ее заверенную копию. Подлинник прилагается к письму в УФСБ, а копия служит основанием для выдачи дела в УФСБ по месту жительства заявителя. Если человек был осужден за пределами России, то ознакомление с делом зависит от наличия соглашения между ФСБ РФ и соответствующими ведомствами ныне независимых государств. Во всяком случае, в ст.11 Закона о реабилитации обязывает суды, органы прокуратуры и внутренних дел Российской Федерации, федеральные органы государственной безопасности, государственные архивы и органы, осуществляющие архивное хранение дел, связанных с репрессиями по просьбам государственных и общественных организаций, а также граждан государств - бывших союзных республик СССР оказывать правовую помощь в вопросах, связанных с реабилитацией, включая пересылку выписок из дел, копий документов и других материалов по установлению фактов применения репрессий, конфискации, изъятия и утраты имущества.

Дополнительную информацию о работе с заявлениями граждан в ФСБ РФ можно почерпнуть в “Инструкции о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан в органах федеральной службы безопасности” (введена приказом директора ФСБ № 613 Н. Патрушева от 4 декабря 2000 г.). Здесь мы публикуем выдержки, полный текст см. на сайте ФСБ (http://www.fsb.ru/under/jaloba.html).

 

 

ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, ЗАЯВЛЕНИЙ И ЖАЛОБ ГРАЖДАН В ОРГАНАХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

<…>

2. Рассмотрение и разрешение обращений является служебной обязанностью руководителей (начальников) органов безопасности (далее - начальники) или по их письменному поручению - других должностных лиц. Начальники несут личную ответственность за правильную организацию работы по рассмотрению и разрешению обращений и по приему граждан в органах безопасности. При поступлении обращений начальники в установленном порядке решают вопрос о принятии их к рассмотрению либо направляют с учетом компетенции в другой орган безопасности. Основания пересылки обращения отражаются в сопроводительном письме, которое подписывается руководителем органа, его заместителем или другим должностным лицом, имеющим соответствующие полномочия. Обращения, в которых поднимаются вопросы, не относящиеся к ведению органов безопасности, не позднее чем в пятидневный срок направляются по принадлежности. О направлении обращения извещается его автор.

<…>

II. ПОРЯДОК УЧЕТА, РЕГИСТРАЦИИ, РАССМОТРЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ

5. Все поступающие в органы безопасности письменные обращения, в том числе сообщения о преступлениях, учитываются и регистрируются в секретариатах 2 в день их поступления в книге предложений, заявлений и жалоб (образец - приложение 1), которая ведется в каждом органе безопасности, а также в каждом расположенном в отдельном населенном пункте подразделении территориального органа безопасности и органе безопасности в войсках.

<…>

7. Повторным обращениям  при их поступлении присваивается очередной регистрационный номер.

3 Под повторными обращениями в настоящей Инструкции понимаются обращения, поступившие от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, если со времени направления первого обращения истек установленный законодательством срок рассмотрения или заявитель был не удовлетворен данным ему ответом.

<…>

14. Начальники и другие должностные лица при рассмотрении обращений обязаны:
а) своевременно и всесторонне разбираться в существе обращения, в случае необходимости истребовать нужные документы, направлять сотрудников на места для проверки указанных в обращении фактов, принимать другие меры с целью объективного рассмотрения поступивших обращений;
б) принимать в пределах компетенции законные и обоснованные решения по обращениям и обеспечивать своевременное и правильное исполнение этих решений;
в) сообщать гражданам о решениях, принятых по их обращениям, мотивировать случаи отказа в удовлетворении просьб и разъяснять порядок их обжалования.
Решения по обращениям, рассмотренным в установленном порядке, не могут быть отнесены к служебной информации ограниченного распространения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

<…>

21. Обращения рассматриваются в срок до одного месяца со дня поступления в ФСБ России (орган безопасности).
Обращения, не требующие дополнительного изучения и проверки, рассматриваются безотлагательно, но не позднее 15 дней со дня поступления в орган безопасности.

<…>

23. Началом срока рассмотрения обращений, поступивших в ФСБ России, считается день их регистрации в Управлении делами ФСБ России, а обращений, поступивших непосредственно в другие органы безопасности - день их регистрации в соответствующих секретариатах. Окончанием срока рассмотрения считается дата направления письменного ответа или устного сообщения автору с изложением принятого решения по обращению.

24. В тех случаях, когда для рассмотрения и разрешения обращения необходимо проведение сложной проверки, истребование дополнительных материалов или принятие других мер, сроки могут быть в порядке исключения продлены: по обращениям граждан - не более чем на один месяц, а по обращениям военнослужащих и членов их семей - не более чем на 15 дней.

25. Продление срока рассмотрения обращения производится начальником органа безопасности или его заместителем по мотивированному рапорту исполнителя. О продлении срока рассмотрения обращения сообщается его автору.

26. Если по обращениям, поступающим неоднократно от одного и того же лица и по одним и тем же вопросам, проводились проверки и были приняты обоснованные решения, о чем сообщалось автору, начальником органа безопасности может быть принято решение о прекращении в дальнейшем проверок по таким обращениям, при этом автору направляется ответ о рассмотрении каждого обращения.
В случае выявления в указанных обращениях новых (дополнительных) обстоятельств, по ним проводятся проверки в установленном порядке.

27. Ответ автору обращения готовится на бланке органа безопасности без указания воинского звания должностного лица, подписавшего ответ, и направляется за регистрационным номером обращения.
Ответ на коллективное обращение направляется на имя первого подписавшего его лица (если в письме не оговорено конкретное лицо) или в отдельных случаях - каждому из подписавших такое обращение. Если ответ автору сообщается в устной форме, то составляется справка, в которой указывается, кто, когда и в какой форме дал ответ, а также излагается его содержание.
Ответ автору обращения, проживающему за границей, направляется в установленном порядке с учетом имеющихся договоров и соглашений.

<…>

29. Обращения считаются разрешенными, если рассмотрены и разрешены все поставленные в них вопросы, по ним приняты необходимые меры и авторам даны ответы.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИЕМА ГРАЖДАН

33. Начальники и их заместители осуществляют прием граждан лично.
Прием граждан проводится также членами коллегий территориальных органов безопасности, другими должностными лицами по поручению начальников.
Дни и часы приема граждан начальниками, членами коллегий устанавливаются исходя из местных условий.

34. В органах безопасности для приема граждан отводятся специальные помещения - приемные.
На внешней стороне здания, где расположена приемная, должна быть вывеска "Приемная" (с указанием наименования органа безопасности или номера войсковой части) и указаны часы приема посетителей.

35. В отдельных случаях прием граждан может осуществляться в служебных кабинетах начальников или других должностных лиц. При необходимости встречи организуются по месту жительства или работы заявителей.

36. Должностное лицо, осуществляющее прием, обязано внимательно выслушать гражданина и тщательно разобраться в существе его обращения.
Выяснив все обстоятельства, связанные с вопросом, по которому обратился гражданин, должностное лицо по возможности сразу же принимает решение, которое объявляется устно со ссылкой на законодательство.
Должностные лица, осуществляющие прием граждан, имеют право обращаться по вопросам, связанным с приемом, в другие органы безопасности, начальники и сотрудники которых обязаны оказывать им помощь и содействие: предоставлять необходимые справочные и информационные материалы (за исключением сведений, которые в соответствии с нормативными правовыми актами не подлежат разглашению), обеспечивать квалифицированной консультацией, открытой и специальной связью, в том числе междугородной, направлять в приемную сотрудников для осуществления приема и т.д.

<…>

38. По вопросам, разрешение которых не входит в компетенцию органов безопасности, гражданину разъясняется, куда ему следует обратиться.
В необходимых случаях по существу устного обращения гражданина составляется справка, которая регистрируется в порядке, установленном для обращений в письменной форме.

39. В случае, если гражданин прибыл с целью сделать устное или передать письменное заявление о совершенном или подготавливаемом преступлении, отнесенном законом к ведению органов безопасности, прием такого лица осуществляется следователем или сотрудником подразделения, наделенного правом производства дознания.

40. В ФСБ России, территориальных органах безопасности, а также органах безопасности в войсках, имеющих в своих штатах подразделения дежурной службы, прием граждан осуществляется круглосуточно. В других органах безопасности прием граждан осуществляется в рабочее время. Порядок приема граждан должен обеспечивать минимальную затрату времени на ожидание приема.

<…>

42. Для письменных обращений в приемных или в иных доступных для посетителей местах устанавливаются ящики, выемка из которых производится не реже трех раз в сутки сотрудниками секретариатов (приемных) или дежурной службы, ответственными за работу с обращениями. Ящики после каждого вскрытия должны запираться и опечатываться. Поступившие обращения передаются в секретариаты для регистрации в установленном порядке.

<…>

IV. ПРОВЕРКА СОСТОЯНИЯ РАБОТЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ И КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ПОРУЧЕНИЙ ПО НИМ. АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ СОДЕРЖАЩЕЙСЯ В ОБРАЩЕНИЯХ ИНФОРМАЦИИ

44. Начальники органов безопасности осуществляют контроль за соблюдением установленного законодательством и настоящей Инструкцией порядка рассмотрения и разрешения обращений граждан.

45. Книга предложений, заявлений и жалоб представляется для проверки своевременности и правильности выполнения принятых решений: начальнику органа безопасности - ежемесячно, инспектирующим (проверяющим) - по их требованию. Книги, ведущиеся в расположенных в отдельных населенных пунктах подразделениях территориальных органов безопасности, представляются для проверки начальнику органа безопасности не реже одного раза в шесть месяцев.
Начальники органов безопасности обязаны не реже одного раза в квартал проводить внутреннюю проверку состояния работы по рассмотрению обращений и принятию решений по ним, для чего назначается комиссия. По результатам проверки составляется акт.

46. Проверка состояния работы с обращениями граждан в органах безопасности соответствующими подразделениями ФСБ России осуществляется в соответствии с планом, утверждаемым директором ФСБ России.

<…>

59. Содержащаяся в обращениях граждан информация систематически изучается и обобщается для выработки соответствующих предложений и рекомендаций по совершенствованию служебной деятельности органов безопасности.

 

 

Для подготовки обращения в архив Вы можете использовать приведенные здесь образцы заявлений.

 

Примерный образец заявления родственника реабилитированного:

Формат заявлений не регламентирован законом, поэтому Вы можете изложить собственный текст в разной манере и тональности. Главное в приведенных образцах – набор сведений, который ускорит поиск дела в архиве: ФИО (если фамилия изменялась или существуют варианты ее написания, имеет смысл указать это), год рождения, даты ареста и осуждения, название осудившего органа.

Начальнику УФСБ по … обл./республики
Или
Директору государственного архива …

от
ФИО
Контактные данные: адрес, телефон

ЗАЯВЛЕНИЕ

Мой отец/мать/ дядя/тетя/ дед/ бабушка (ФИО, год рождения) был(а) арестован(а) (дата) и осужден(на) (название осудившего органа и дата) по ст.58… УК РСФСР. На основании Закона о реабилитации прошу разрешить мне ознакомиться с его (ее) архивно-следственным делом.

Подпись

Число.

Примечание: желательно приложить к заявлению копию документа, удостоверяющий родство (например, свидетельство о рождении).

 

Образец заявления при обращении по доверенности:

Начальнику УФСБ по … обл./республики
Или
Директору государственного архива …

ФИО
Контактные данные: адрес, телефон

ЗАЯВЛЕНИЕ

Я, ФИО, прошу разрешить ознакомление с делом, возбужденным в отношении реабилитированного ФИО (г.р.), осужден (название осудившего органа и дата) по ст. УК.

Основание: доверенность: № дата.

Подпись

Число.

 

Образец доверенности:

ДОВЕРЕННОСТЬ

Город Москва,
Число месяц год (прописью)

Я, гражданин (гражданка) РФ ФАМИЛИЯ ИМЯ ОТЧЕСТВО, ЧИСЛО МЕСЯЦ года рождения, паспорт № ХХ ХХ ХХХХХХ, выдан ОВД района … города … ХХ месяц 200 г., зарегистрирован.: г., ул., дом, квартира …,
доверяю Имя Фамилия отчество, число месяц 19…. года рождения,
паспорт № ХХ ХХ ХХХХХХ, выдан … отделением милиции УВД
число месяц год., код подразделения ХХХ-ХХХ,
зарегистрирован.: г., ул., дом, квартира …,

быть моим представителем в государственных и ведомственных архивах РФ, в том числе ФСБ по всем вопросам, связанным с ознакомлением с материалами, касающимися возбужденного в отношении меня / моего родственника, ФАМИЛИЯ ИМЯ ОТЧЕСТВО (год рождения или годы жизни), уголовного дела по ст. … УК РСФСР (осудивший орган и дата осуждения), для чего предоставляю право подавать от моего имени заявления, получать необходимые справки и документы, знакомиться с делами, снимать с них копии и выписки как в простой письменной форме, так и заверенные, в том числе ФСБ, расписываться за меня и совершать все действия, связанные с выполнением данного поручения.

Доверенность выдана сроком на три года, с правом передоверия НИПЦ "МЕМОРИАЛ"
или любому его сотруднику.

Текст доверенности прочитан вслух.

Город Москва
Число месяц год.

Настоящая доверенность удостоверена мной …, нотариусом г.

Доверенность подписана ФАМИЛИЯ ИМЯ ОТЧЕСТВО, в моем присутствии. Личность его (ее) установлена, дееспособность проверена.

Зарегистрировано в реестре за № ....

Взыскано по тарифу

НОТАРИУС: Подпись

Печать

Примечание: стоимость совершения доверенности в Москве колеблется от 150 до 300 руб. (данные на 2004). В нотариальной конторе не обязательно присутствие доверенного лица.

 

 

Если возникают сложности, то Вы можете получить консультацию ведущего рубрики “Архивная консультация”, научного сотрудника НИПЦ Геннадия Валерьевича Кузовкина.

Написать ему Вы можете по нашему электронному адресу:
[email protected]
с припиской “Архивная консультация” Г.В.Кузовкину

Данный материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, либо касается деятельности такой организации (по смыслу п. 6 ст. 2 и п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

Государство обязывает нас называться иностранными агентами, при этом мы уверены, что наша работа по сохранению памяти о жертвах советского террора и защите прав и свобод человека выполняется в интересах России и ее народов.

Поддержать работу «Мемориала» вы можете через donate.memo.ru.