главная / о сайте / юбилеи / анонсы / рецензии и полемика / дискуссии / публикуется впервые / интервью / форум

Павел Кудюкин

Скажи мне, что ты празднуешь…

Постсоветской России не очень везет с праздниками. В сущности, только два из наших "нерабочих праздничных дней" (статья 112 Трудового кодекса) абсолютно бесспорны для подавляющего большинства общества - Новый год и День Победы. Все прочие - либо дань традиции с выхолащиванием их изначальной сути, либо предмет политических игр и спекуляций.

Мало кто из нас против "Дня защитника отечества" как такового, но почему он отмечается именно 23 февраля, которое и для Дня Советской Армии была весьма двусмысленной датой? 8 марта - замечательный праздник, но многие ли сейчас помнят его изначально социалистическое происхождение и то, что это не просто "женский день", а день БОРЬБЫ за РАВНОПРАВИЕ трудящихся женщин (при том, что традиционное содержание праздника становится все более актуальным в современной России)? Я уж и не говорю о том, что это день начала Февральской революции (вызывавшая смех школьников фраза из учебника советских времен - "23 февраля, в Международный женский день, работницы Петрограда вышли на демонстрацию…"). Старательно выжигается из общественного сознания, что 1-е мая - не "праздник весны и труда", а день и символ международной солидарности трудящихся в борьбе за свои права.

Трагикомична история 7 ноября, в одночасье ставшего по президентскому указу "днем национального согласия и примирения", - видимо, 7 ноября 1917 победили приверженцы тех самых согласия и примирения, а незахотевшие соглашаться и примиряться получили по заслугам… Не менее трагикомично и назначение нового праздника 4 ноября, начиная с хронологической путаницы (или стыдливого клерикализма, чтобы светский праздник непременно совпал с праздником Иконы Казанской Божией Матери), и кончая ксенофобской (антипольской и антикатолической) подкладкой. В последнем случае законодатели, видимо, просто не знали, что вместе с "польско-литовскими интервентами" (едва ли не наполовину состоявшими из православных белорусов) в Кремле находились и русские сторонники королевича Владислава. Куда больше оснований было бы объявить "Днем национального единства" годовщину избрания на царство Михаила Романова, учитывая, что больше половины его двора составляли бывшие "тушинцы" и сторонники "семибоярщины". Но, видимо, создавать праздник с откровенно монархическими коннотациями кишка тонка (или исторической эрудиции не хватает).

Не принят общественным сознанием и День России 12 июня - могу смело писать об этом именно потому, что участвовал в написании проекта Декларации о суверенитете Российской Федерации, день принятия которой и был назначен праздником. А уж об отмене Дня Конституции 12 декабря и говорить не буду, хотя полностью с такой отменой согласен и постоянно напоминаю, что действующая Конституция Российской Федерации ЮРИДИЧЕСКИ ПРИНЯТА НЕ БЫЛА (за нее не проголосовали более половины зарегистрированных избирателей, то есть не была выполнена норма действовавшего в тот момент закона о референдуме).

Сумбур в праздниках отражает сумбур и разорванность общественного сознания, отсутствие минимального согласия и понимания в обществе относительно общих ценностей, корней, направления дальнейшего движения, неготовность власти дать свои ответы на все эти вопросы.

Действительно, к чему мы апеллируем нашими праздниками? К былому реальному или мнимому имперскому величию? К традиции самовластия и подавления? Или к традициям борьбы за свободу, демократии и республиканизма, которые тоже присущи российской истории?

В 1998-2000 гг. я пытался дать свою версию праздников, которые могли бы отмечать россияне… Мне привелось в тот период участвовать в работе над проектами нового Трудового кодекса - в целом история небезынтересная, но сейчас я расскажу только, как пытался предложить новый список праздников. Я не рассчитывал, что предложения будут приняты - скорее это был некий социально-политический эксперимент. Список выглядел, насколько помню, так (при необходимости сохранить те же 10 нерабочих праздничных дней, которые были в старом КЗОТе):

1-2 января - Новый год

7 января - Рождество Христово

8 марта - Международный женский день

13 марта - Годовщина Февральской революции

1-2 мая - Международный день солидарности трудящихся

9 мая - День Победы

21 августа - День Российского флага

14 сентября - День республики (официально Россия была провозглашена республикой 1 сентября по старому стилю).

Главная идея была именно в привязке праздников к республиканско-демократической традиции (два праздника связаны с революцией 1917 г. при отмене празднования годовщины Октябрьского переворота, один - с хилой и абортированной "революцией" конца 1980-х - начала 1990-х гг.). По поводу Дня республики 14 сентября был еще и шуточный аргумент: "Майские праздники используются значительной частью россиян, чтобы копать землю под картошку, почему же не сделать праздник, когда картошку можно выкопать?".

Эксперимент дал вполне предсказуемый результат - предложения по праздникам не дошли даже до обсуждения в экспертной группе. Я общался по работе над проектом с двумя первыми заместителями Министра труда, у них были существенные расхождения в позициях, но тут они выступили абсолютно одинаково. Основным аргументом было - вопрос с Трудовым кодексом и без того слишком острый и конфликтный, давайте не будет развешивать красные тряпки не по принципиальным вопросам. В дальнейшей работе над теми проектами кодекса, в которых я принимал участие, мы с коллегами относительно нерабочих праздничных дней давали бланкетную (отсылочную) норму "работа в организациях не производится в праздничные дни, установленные федеральными законами или законами субъектов федерации", рассчитывая на возможность проведения федерального закона отдельно от Трудового кодекса, но поскольку наш проект не прошел, то и вопрос был снят.

Обсудить здесь и здесь.